Привлечение сотрудника Компании к уголовной ответственности по статьям коррупционной направленности несет ряд негативных последствий для организации в целом. И это не только репутационные риски.
С января по май 2022 выявлено 18 217 преступлений коррупционной направленности.
Привлечение к ответственности юридического лица по статье 19.28 КоАП РФ - «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» является прямым следствием возбуждения уголовного дела по коррупционной статье в отношении сотрудника Компании и экономический интерес Общества в его действиях или бездействиях. Проще говоря, если сотрудника компании задержали за дачу взятки, посредничество во взятке, то скорее всего неминуемо вынесение постановления по ст. 19.28 КоАП РФ в отношении Компании, сотрудник которой дал взятку.
Количество постановлений по статье 19.28 растет с каждым годом.
Поводом для возбуждения дел становятся материалы доследственной проверки, материалы уголовных дел, обвинительные приговоры.
На практике целями совершения незаконного вознаграждения могут быть следующие.
Самые распространенные - это сокрытие выявленных в ходе проверок контролирующих органов нарушений и не привлечение к ответственности, а также - обеспечение победы на торгах. Еще цели незаконного вознаграждения - это несоблюдение порядка предоставления государственных (муниципальных) услуг и осуществления регистрационных процедур, и коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).
В этой статье мы разберем основные моменты на которые бизнесу стоит обратить внимание.
В привлечении юридического лица к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ есть несколько возможных негативно-правовых, не считая репутационных, моментов:
- Большой административный штраф - по части 1 –1 млн. рублей, по части 2 (в крупном размере) – 20 млн. рублей, по части 3 (в особо крупном размере) – 100 млн. рублей, максимальный штраф - стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.,
- Запрет на участие в государственных закупках.,
- Признание государственного контракта недействительным,
- Внесение сведений о том, что юридическое лицо не может принимать участие в торгах в Единый реестр участников закупок (https://zakupki.gov.ru).
Привлечение физического лица к уголовной ответственности за дачу взятки или передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает юридическое лицо (от имени или в интересах которого совершены действия), от привлечения к административной ответственности.
Юридическое лицо может быть привлечено к ответственности до вынесения обвинительного приговора. Данное положение разъяснено Верховным судом РФ в обзоре судебной практики от 08.07.2020 г. По нашему мнению это правовая коллизия и в соответствии с презумпцией невиновности пока не установлена вина, причастность и сам факт деяния физического лица, невозможно установить причастность юридического лица.
Более понятно вынесение постановления по ст. 19.28 КоАП в отношении юридического лица, если физическое лицо освобождается от уголовной ответственности по примечанию к статье 291 УК РФ (лицо способствовало раскрытию, добровольно сообщило о преступлении).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокуратурой (само постановление не обжалуется), рассматривается в основном мировыми судьями. Районными судами рассматривается в единичных случаях, если по ним имело место административное расследование.
Что делать и на что обратить внимание
На практике выделю несколько моментов которым стоит уделить внимание если постановление вынесено.
- Примечание 5 к статье - юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
- В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ – «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».
Все «зависящие» меры перечислены в ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Таким образом, особое внимание в Компании стоит уделить антикоррупционному комплаенсу – интеграция на всех уровнях Компании, проведение обучения, проверка знаний, а не простое ознакомление с ним всех сотрудников. Также следует уделить внимание наличию антикоррупционных оговорок в договорах со всеми контрагентами.
- Реагирование Общества на случившееся – проведение дополнительных занятий по антикоррупционному законодательству, проведение служебного расследования с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
- Наличие какой-либо заинтересованности самой организации в совершении или не совершении действий, за которые передано, предложено или обещано денежное вознаграждение, услуги имущественного характера, имущественные права.
Грамотные действия не только после возбуждения административного дела, но самое главное до – на протяжении всей хозяйственной деятельности – это залог безопасности компании.
Советник МКА «Аронов и Партнеры»
Адвокат С.И. Смирнов