Медиа

Банкротство в Узбекистане: особенности процедуры и сравнение с российской практикой

Банкротство в Узбекистане: как работает процедура и чем отличается от российской

 

Введение

 

Банкротство - это юридический процесс, позволяющий физическим и юридическим лицам решать проблемы с долгами, которые они не могут выплатить. В современных условиях экономической нестабильности институт банкротства становится важным инструментом правового регулирования финансовых отношений.

В Узбекистане банкротство регулируется Законом «О неплатежеспособности» (№ ЗРУ-763), принятым 12 апреля 2022 года и вступившим в силу 13 апреля 2022 года. Этот закон заменил устаревший Закон «О банкротстве» от 5 мая 1994 года № 1054-XII, который содержал всего 35 статей и показал низкую эффективность -за первый год действия банкротами были признаны лишь две компании.

В России банкротство регулируется Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, который неоднократно обновлялся для адаптации к экономическим и правовым изменениям. Закон вступил в силу 2 декабря 2002 года и с тех пор претерпел множество изменений.

Данная статья предоставляет детальный обзор процедуры банкротства в Узбекистане, включая законодательную базу, ключевые стадии, сроки и права кредиторов, а также проводит сравнительный анализ с российской системой.

 

Законодательная база

 

Узбекистан

 

Основным нормативным актом является Закон «О неплатежеспособности» (№ ЗРУ-763) от 12 апреля 2022 года, состоящий из 14 глав и 249 статей. Закон регулирует банкротство юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, утративших статус предпринимателя, но не распространяется на государственные учреждения и некоммерческие организации.

Ключевые особенности нового закона:

Смещение акцента с банкротства на неплатежеспособность

Включение процедур как для реабилитации, так и для ликвидации

Введение упрощённых процедур для физических лиц (ранее не предусматривались)

Детальная регламентация процедур (249 статей против 35 в предыдущем законе)

Приведение в соответствие с международными стандартами

Россия

Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года является основным нормативным актом, регулирующим банкротство в России. Закон охватывает все категории должников: юридические лица, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Особенности российского законодательства:

Устоявшаяся система с более чем 20-летней практикой применения

Множественные изменения и дополнения (сотни поправок)

Упрощение внесудебного банкротства для физических лиц (2020 год)

Фокус на защите прав кредиторов и сбалансированном подходе к реабилитации

 

Ключевые стадии процедуры банкротства

 

Узбекистан

 

Для юридических лиц:

1. Наблюдение (статья 78) - судебная оценка финансового состояния должника для определения возможности и целесообразности продолжения процедуры

2. Судебная санация (статья 93) - комплекс мер по восстановлению платежёспособности должника через реструктуризацию долгов, изменение условий выплат или привлечение дополнительного финансирования

3. Внешнее управление (статья 108) - назначение внешнего управляющего для оперативного управления делами должника с целью восстановления его платёжеспособности

4. Процедуры неплатежеспособности (статья 30) - при рассмотрении дела о неплатежеспособности должника применение процедур

Для физических лиц:

1. Реструктуризация долга (статья 201) - изменение условий выплаты долгов (сроки, размер платежей, процентные ставки)

2. Банкротство с продажей имущества (статья 219) - реализация неосновных активов должника для погашения долговых обязательств

 

Россия

 

Для юридических лиц:

1. Инициирование банкротства - подача заявления должником, кредиторами или уполномоченными органами

2. Наблюдение - назначение временного управляющего для проведения анализа финансового состояния должника (до 6 месяцев)

3. Финансовое оздоровление - реструктуризация долгов и восстановление платёжеспособности под контролем административного управляющего (до 2 лет)

4. Внешнее управление - передача управления должником внешнему управляющему для восстановления платёжеспособности (до 2 лет)

5. Конкурсное производство - ликвидация имущества должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов (6 месяцев с возможным продлением)

Для физических лиц:

1. Подача заявления при наличии долга от 500 000 рублей (с 2024 года) и просрочке от 3 месяцев

2. Судебное рассмотрение и принятие решения о начале процедуры

3. Назначение финансового управляющего для контроля процесса

4. Реструктуризация долгов или реализация имущества в зависимости от обстоятельств дела

5. Списание долгов после выполнения плана реструктуризации или реализации имущества

 

Сроки процедур

 

Узбекистан

 

Процедурные сроки:

Уведомление о собрании кредиторов: 2 недели (почтой) или 5 дней (иными способами)

Первое собрание кредиторов: за 5 дней до судебного заседания

Рассмотрение заявлений судом: 15 дней

Апелляционное обжалование: 10 дней с момента вынесения определения

Кассационная жалоба: 1 месяц с момента вступления решения в силу

Собрание комитета кредиторов: в течение 30 дней с момента запроса

Основные процедуры:

Судебная санация: до 24 месяцев

Общая продолжительность санации и внешнего управления: до 30 месяцев

Претензии кредиторов по суброгации: в течение 3 лет с момента выявления оснований, но не позднее 3 лет после завершения ликвидации

 

Россия

 

Временные рамки процедур:

Наблюдение: до 6 месяцев с возможным продлением на 6 месяцев

Финансовое оздоровление: до 2 лет

Внешнее управление: до 2 лет (возможно продление до 6 месяцев)

Конкурсное производство: 6 месяцев с возможным продлением

Банкротство физических лиц: от 6 месяцев до 1 года в зависимости от сложности дела

 

Права кредиторов

 

Узбекистан

Кредиторы обладают следующими правами:

Участие в голосовании на собраниях кредиторов при наличии признанных требований

Утверждение мировых соглашений, планов санации и внешнего управления

Обжалование действий или бездействия судебного управляющего

Требование страхования имущества должника

Подача заявлений об аннулировании подозрительных сделок должника

Предъявление суброгационных требований по непогашенным долгам

Равные права голоса в рамках групп кредиторов

Оспаривание размера, состава и приоритета требований других кредиторов

Россия

Права кредиторов включают:

Инициирование процедуры банкротства при соблюдении установленных условий

Участие в голосовании на собраниях кредиторов

Приоритетное распределение средств от продажи активов (обеспеченные кредиторы имеют преимущество)

Оспаривание подозрительных и предпочтительных сделок должника

Контроль за действиями арбитражных управляющих

Участие в разработке планов внешнего управления и финансового оздоровления

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ

Критерий

Узбекистан

Россия

Законодательная база

Закон «О неплатежеспособности» 2022 года (249 статей)

ФЗ № 127-ФЗ 2002 года с множественными поправками

Новизна системы

Новая система, замена устаревшего закона 1994 года

Устоявшаяся система с 20+ летней практикой

Банкротство физлиц

Новое направление, ранее не предусматривалось

Действует с 2015 года, упрощено в 2020 году

Акцент регулирования

Неплатежеспособность как основное понятие

Несостоятельность (банкротство)

Максимальные сроки

До 30 месяцев (санация + управление)

До 4 лет (все реабилитационные процедуры)

Минимальный долг для физлиц

Не указан в доступных источниках

500 000 рублей (с 2024 года)

Инициация процедуры

Преимущественно должником

Должником, кредиторами, гос. органами

 

Ключевые различия

 

1. Законодательный подход

Узбекский закон 2022 года представляет собой современную кодификацию с учётом международного опыта, в то время как российское законодательство развивалось эволюционно через множественные изменения базового закона.

2. Терминология

Узбекистан использует термин «неплатежеспособность», подчёркивая реабилитационную направленность, тогда как в России сохраняется традиционный термин «несостоятельность (банкротство)».

3. Банкротство физических лиц

В Узбекистане это абсолютно новый институт, в России он функционирует почти 10 лет с постоянными усовершенствованиями.

4. Временные рамки

Узбекская система предусматривает более длительные сроки для реабилитационных процедур (до 30 месяцев), что может способствовать восстановлению бизнеса.

5. Практика применения

Российская система имеет богатую судебную практику и сформированную арбитражную инфраструктуру, узбекская система находится в стадии становления.

 

Заключение

 

Банкротное законодательство Узбекистана и России, имея схожие цели и принципы, различается в подходах к реализации процедур. Новый закон Узбекистана отражает современные тенденции в области регулирования неплатежеспособности, делая акцент на реабилитационных процедурах и включая физических лиц в сферу регулирования.

Российская система, обладая значительным практическим опытом, продолжает эволюционировать через законодательные изменения. Эффективность узбекской модели будет зависеть от качества правоприменительной практики, развития института арбитражных управляющих и адаптации к экономическим реалиям страны.

Для субъектов предпринимательской деятельности важно понимать особенности национального законодательства о банкротстве, поскольку это влияет на стратегии управления долговыми обязательствами и планирование антикризисных мероприятий.

 

Источники:

1. Закон Республики Узбекистан «О неплатежеспособности» № ЗРУ-763 от 12 апреля 2022 года

2. Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года

3. Официальные правовые базы: lex.uz, consultant.ru, garant.ru

4. Аналитические материалы правовых фирм и экспертов

author-photo

Управляющий партнер, Адвокат, к.ю.н., Профессор НИУ ВШЭ МКА «Аронов и партнеры»
Александр Аронов

Продолжая просмотр сайта, я соглашаюсь с использованием файлов cookie в соответствии с Политикой в отношении файлов cookie