С 1 сентября 2025 года вступают изменения в Закон о рекламе: нельзя размещать рекламу на ресурсах, доступ к которым официально ограничен
Что такое реклама?
Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом не считается рекламой информационный ресурс (сайт, аккаунт в социальных сетях и т.д.), принадлежащий тому же лицу, о чьих товарах и услугах там содержится информация. Однако ФАС России всегда обращает внимание, что отнесение того или иного ресурса к рекламному рассматривается индивидуально в каждом случае.
Следует также отметить, что в свете последних изменений рекламой будет признаваться также репост, упоминание или призыв к подписке, указание ссылки (в том числе через QR-код) на аккаунт в заблокированной соцсети или на запрещенный сайт: такие действия приравниваются к рекламе запрещенного ресурса.
Где запрещено размещать рекламу?
С 01.09.2025 под запрет для распространения рекламы попадают:
• сайты организаций, признанных нежелательными;
• ресурсы, связанные с экстремистскими или террористическими объединениями;
• любые площадки, которые внесены в реестр ограниченного доступа (например, сайты иноагентов, пиратские порталы и другие запрещенные ресурсы).
Что делать с ранее размещенной рекламой? Нужно ли ее удалять?
Поскольку размещение рекламы на запрещенных ресурсах считается длящимся правонарушением, то срок привлечения к административной ответственности за его совершение начинает течь с момента выявления факта правонарушения. Иными словами, если реклама на запрещенном ресурсе размещена до 01.09.2025, но продолжает быть активной и доступной для неограниченного круга лиц, она является «наказуемой» и ее стоит удалить.
Кто и какую ответственность несет?
Нарушение запрета на размещение рекламы на запрещенных ресурсах является административным правонарушением, ответственность за которое в виде штрафа предусмотрена ст.14.4 КоАП РФ. Размеры штрафов:
• Физические лица (включая самозанятых) - от 2 000 до 2 500 рублей.
• Индивидуальные предприниматели и должностные лица - от 4 000 до 20 000 рублей.
• Юридические лица - от 100 000 до 500 000 рублей.
При этом ответственность несут как исполнители (рекламораспространитель), так и заказчики размещения соответствующих материалов.
Важно отметить, что ответственность наступает независимо от количества подписчиков в запрещенной социальной сети: даже если реклама распространена в аккаунте с десятком подписчиков, его владелец является правонарушителем.
Какие рекомендации?
• Провести «ревизию» социальных сетей на запрещенных ресурсах, удалить рекламные посты, даже если они размещены до 01.09.2025, но продолжают быть видимыми для неограниченного круга лиц.
• Удалить любые ссылки, QR-коды, упоминания аккаунтов, размещенных на запрещенных ресурсах.