Медиа
image

Налоговые льготы для иностранных инвесторов в Узбекистане и как их получить

Инвестиции в Узбекистан за последние годы стали заметным направлением международного бизнеса. Экономика страны стабильно демонстрирует рост, а правительство активно проводит реформы, направленные на снижение административных барьеров и улучшение условий для инвесторов. Одним из ключевых инструментов поддержки являются налоговые льготы.

 

Для иностранного инвестора они выполняют сразу несколько функций. Во-первых, снижают стартовую нагрузку и позволяют быстрее окупить вложения. Во-вторых, повышают предсказуемость бизнеса: зафиксированные льготы часто защищены «стабилизационной оговоркой». В-третьих, льготы стимулируют именно те отрасли, которые государство считает приоритетными.

 

1. Правовая база: фундамент системы

 

Система налоговых льгот в Узбекистане строится на многоуровневой нормативной базе.

1. Закон «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» (2019 г.)

o Ввел 10-летнюю стабилизационную оговорку: новые законы, ухудшающие условия, не применяются к уже начатым проектам.

o Определил основные гарантии прав инвесторов, включая судебную защиту и защиту от экспроприации.

2. Налоговый кодекс (редакция 2020 г., изменения 2024–2025 гг.)

o Конкретизирует порядок применения льгот.

o Устанавливает механизмы контроля и ответственность за нарушения.

3. Указы Президента

o УП-3594 (2005 г.) и УП-4434 (2012 г.) положили начало системе налоговой поддержки. Сегодня они действуют в редакциях с изменениями.

o Именно с них стартовало освобождение предприятий с иностранными инвестициями от налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога.

o Сегодня положения УП-3594 (2005 г.) применяются лишь в редакции с последующими изменениями и во многом заменены современными актами

 

Важно понимать: старые акты без уточнения редакции могут ввести в заблуждение. Поэтому при подготовке проекта необходимо пользоваться порталом lex.uz, где публикуются актуальные тексты законов и указов.

 

2. Актуальные изменения 2024–2025

 

Система льгот в Узбекистане постоянно корректируется.

Отмена устаревших льгот. Обязательные платежи в дорожный фонд и ряд внебюджетных сборов отменены.

Сокращение льгот для малых предприятий. Поддержка теперь концентрируется на средних и крупных инвесторах. С 2025 года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, которыми уточнены критерии для применения налоговых преференций: минимальная доля иностранного участия, порядок использования льгот по имущественным и земельным налогам, а также сокращены некоторые меры поддержки для малых предприятий

Региональные корректировки. В 2025 г. три района Ташкентской области включены в перечень территорий, где льготы всё же действуют.

Единый реестр преференций. С 2024 года существует систематизированный реестр, где отражено более 846 мер поддержки. Он постепенно становится главным справочником инвестора.

 

Эти изменения показывают: законодательство эволюционирует, а значит, инвестору важно проверять актуальные условия непосредственно перед подачей заявления.

 

3. Виды налоговых льгот

 

3.1. Стандартные льготы

 

Для предприятий с иностранным участием (не менее 33%) предусмотрены освобождения от налога на прибыль, имущественных налогов и земельного налога.

 

Пример: компания вкладывает $4 млн в производство стройматериалов. При стандартной ставке налога на прибыль экономия может составить более $800 тыс. за 5 лет.

 

3.2. Специальные экономические зоны (СЭЗ)

 

СЭЗ дают расширенный пакет послаблений:

освобождение от налога на прибыль и имущественных налогов;

беспошлинный ввоз оборудования;

таможенные льготы для сырья.

 

Налоговые преференции

Льготы предоставляются на срок, зависящий от объема капитальных инвестиций:

 

300 тыс. – 3 млн

3 года

3 – 5 млн

5 лет

5 – 10 млн

7 лет

свыше 10 млн

10 лет

Примеры:

IT Park - освобождение от налога на прибыль и соцналога до 2028 г.

Coca-Cola - беспошлинный ввоз оборудования для завода.

Турецкая текстильная фабрика - льготы на землю и подключение к электросетям.

 

3.3. Индивидуальные инвестиционные соглашения (ИИС)

 

Заключаются для крупных проектов. Инвестор может получить индивидуально согласованные льготы, включая снижение налога на прибыль или на имущество до 50% на срок до трёх лет.

 

Ограничение: НДС, акцизы и налог на недропользование в систему ИИС не входят.

 

4. Отраслевые приоритеты

 

IT и цифровая экономика

 

Резиденты IT Park пользуются налоговыми каникулами до 2028 года. Это сделало Узбекистан центром аутсорсинга в регионе.

 

Зеленая энергетика

 

Импорт оборудования для ВИЭ освобожден от НДС и пошлин. Это стимулирует строительство солнечных и ветровых станций.

 

Сельское хозяйство

 

Экспортно-ориентированные предприятия получают льготы по земельному и имущественному налогам.

 

Промышленность

 

Особое внимание уделяется машиностроению и переработке. Здесь применяются как налоговые льготы, так и субсидии на подключение к инфраструктуре.

 

5. Пошаговый порядок получения льгот

1. Регистрация компании через портал my.gov.uz.

2. Проверка критериев: доля участия, объем инвестиций, отрасль, регион.

3. Подача уведомления через my.soliq.uz («Обращение по использованию налоговых льгот»).

4. Межведомственная проверка - налоговые органы сами запрашивают данные в Минфине и других ведомствах.

5. Применение льгот - с начала месяца, следующего за подтверждением.

 

Таблица 2. Тип проекта → льготы → срок → условия

Тип проекта

Основные льготы

Срок

Условия

Производство (стандарт)

Освобождение от налога на прибыль, имущества, земли

3–5 лет

≥33% иностранного участия, регион вне Ташкента

Резидент СЭЗ

Полный пакет налоговых и таможенных льгот

3–10 лет

Инвестиции от $300 тыс.

IT Park

Освобождение от прибыли и соцналога

До 2028 г.

Регистрация в парке

ИИС

Индивидуально согласованные льготы (до -50%)

До 3 лет

Стратегический проект > $10 млн

 

6. Риски и контроль

Целевое использование. 50% экономии от льгот должно быть направлено на реинвестирование.

Отчетность. Инвестор обязан предоставлять регулярные отчеты о применении льгот.

Нарушения. В случае нецелевого использования государство взыскивает всю сумму льготы плюс пени.

Отзыв льгот. При досрочном прекращении деятельности преференции аннулируются, а прибыль не может быть репатриирована до возмещения налогов.

 

Типичные ошибки:

неправильный выбор кода ОКЭД;

неполная оплата уставного капитала;

регистрация компании в регионе без льгот.

 

7. Кейсы и практические примеры

Epam Systems - освобождение от налога на прибыль до 2028 г., что обеспечило рост регионального офиса.

Турецкий текстильный проект - льготы на землю и подключение к электросетям в СЭЗ.

Пример расчета:

o Инвестиция: $5 млн.

o Экономия: налог на прибыль за 5 лет снизился на $1 - 1,2 млн.

o Срок окупаемости проекта сократился почти на два года.

 

8. Цифровые сервисы и поддержка

my.soliq.uz - подача уведомлений и отслеживание статуса.

Единый реестр преференций - 846 мер поддержки, доступных онлайн.

UzIPA (Investment Promotion Agency) - консультации, сопровождение, помощь в переговорах.

QR-коды на официальных сайтах позволяют быстро перейти к сервисам.

 

9. Часто задаваемые вопросы (FAQ)

 

Можно ли получить льготы в Ташкенте?

Да, но только в исключительных случаях или для отдельных районов, включённых в перечень и/или по отраслям предпринимательства.

 

Можно ли комбинировать разные льготы?

Да, стандартные и СЭЗ-преференции можно дополнять индивидуальным соглашением.

 

Как быстро предоставляют льготы?

Обычно решение принимается в течение 3 - 5 рабочих дней после подачи уведомления.

 

Что будет, если нарушить условия?

Льготы аннулируются, а инвестор обязан вернуть всю сумму с пенями.

 

Заключение

 

Система налоговых льгот в Узбекистане сегодня представляет собой многослойный механизм: общие правила, специальные зоны и индивидуальные соглашения. Она активно обновляется, и именно поэтому ключевой совет инвестору -всегда проверять актуальные условия перед началом проекта.

 

При правильной стратегии налоговые льготы способны снизить издержки на миллионы долларов и ускорить реализацию проекта. Но одновременно они накладывают строгие обязанности: реинвестирование, отчётность, соблюдение отраслевых и региональных условий.

 

Материал основан на открытых источниках законодательства Республики Узбекистан и официальных публикациях государственных органов.

 

 

author-photo

Управляющий партнер, Адвокат, к.ю.н., Профессор НИУ ВШЭ МКА «Аронов и партнеры»
Александр Аронов

Продолжая просмотр сайта, я соглашаюсь с использованием файлов cookie в соответствии с Политикой в отношении файлов cookie