Медиа

Налоговые проверки в Узбекистане. Как подготовиться и защитить бизнес

Налоговые проверки в Узбекистане - инструмент государственного контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Для бизнеса они связаны с очевидными рисками: доначисления, пени, штрафы, блокировка счетов и вмешательство в операционные процессы. При этом наличие отлаженных процедур комплаенса, грамотный бухгалтерский учёт и знание процессуальных правил позволяют минимизировать негативные последствия.

Материал основан на положениях Налогового кодекса Республики Узбекистан (НК РУз), публикациях Государственного налогового комитета (ГНК) на soliq.uz, сервисах личного кабинета my.soliq.uz, а также на данных портала govcontrol.uz и сайта Бизнес-омбудсмена.

 

1. Виды налоговых проверок

 

В соответствии со ст. 136 - 139 НК РУз налоговый контроль осуществляется через три формы проверок: камеральные, выездные и налоговый аудит. Процессуальные действия инспекторов регламентированы в ст. 145 - 148 НК.

 

Камеральная проверка

 

Проводится по данным отчётности и информации, имеющейся в ГНК. До неё может проводиться предпроверочный анализ - автоматизированная сверка показателей отчёта. Если выявлены несоответствия, в личный кабинет налогоплательщика поступает уведомление. Срок на предоставление ответа - 10 рабочих дней. Если несоответствия не устранены, налоговый орган назначает камеральную проверку и вправе вынести требование об уточнении отчётности (срок исполнения - 5 рабочих дней).

Важно: камеральная проверка не предполагает выхода инспекторов на предприятие и изъятия документов, за исключением случаев возмещения НДС.

 

Выездная проверка

 

Выездная проводится на территории предприятия. Срок - не более 10 рабочих дней (ст. 139 НК). Она включает:

анализ бухгалтерских регистров и первичных документов;

инвентаризацию имущества;

осмотр помещений с фиксацией на видео (или с участием понятых, если техника недоступна);

истребование и, при необходимости, выемку документов по постановлению инспектора.

Выездные проверки назначаются при выявлении несоответствий в отчётности, жалобах контрагентов или признаках схем ухода от налогообложения.

 

Налоговый аудит

 

Особый вид налоговой проверки, применяемый в случаях, когда требуется глубокое исследование хозяйственной деятельности. Аудит включает сбор дополнительных материалов, экспертизу документов, анализ операций и может длиться дольше, чем стандартная выездная проверка (в пределах сроков, установленных НК).

 

2. Как проверить законность проверки

 

Все проверки должны быть зарегистрированы в Единой системе государственного контроля (govcontrol.uz). Законность проверки можно проверить:

по регистрационному номеру на сайте govcontrol.uz;

через SMS на короткий номер 4064;

в Telegram-боте @tekshiruvinfo_bot;

через сервисы Бизнес-омбудсмена.

Если проверка не зарегистрирована или у инспекторов отсутствуют надлежащие документы, компания вправе отказать в допуске. Такие разъяснения регулярно публикуются на сайте Бизнес-омбудсмена.

 

2. Права и обязанности налогоплательщика

 

Права (ст. 21 НК): получение уведомлений о проверке, участие в процессуальных действиях, право на ознакомление с актами и представление возражений.

Обязанности (ст. 22 НК): предоставление документов, доступ к объектам проверки, дача пояснений.

Принцип презумпции правоты налогоплательщика (ст. 7 НК): неустранимые сомнения в толковании норм трактуются в пользу плательщика.

Эти гарантии позволяют защищать бизнес как на этапе проверки, так и при дальнейшем обжаловании решений.

 

4. Учёт и документы: что проверяют в первую очередь

 

Бухгалтерский учёт ведётся по Закону «О бухгалтерском учёте» и Национальным стандартам бухгалтерского учёта (НСБУ).

Ключевые стандарты:

НСБУ № 1 - «Учётная политика и финансовая отчётность»;

НСБУ № 21 - «План счетов бухгалтерского учёта».

С 2021 года обязательна регистрация электронных счетов-фактур в системе E-Factura.

Документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, хранятся до истечения срока давности (ст. 79 НК). Для отчётности - минимум 3 года (ст. 84 НК).

Практика показывает: чаще всего претензии налоговых органов связаны с несоответствием первичных документов требованиям НСБУ, отсутствием ЭСФ и ошибками при отражении НДС.

 

5. Обжалование результатов проверки

 

Административный порядок

Жалоба подаётся в вышестоящий налоговый орган через орган, вынесший решение. Срок - 1 месяц с момента получения акта. Орган первой инстанции пересылает материалы в трёхдневный срок. Рассмотрение жалобы - до 30 дней с возможным продлением ещё на 15 дней.

 

Судебный порядок

Если административное обжалование не дало результата, налогоплательщик вправе обратиться в экономический суд. Процесс регулируется Экономическим процессуальным кодексом. В суде ключевую роль играет доказательная база: акты сверки, ЭСФ, договоры, бухгалтерские регистры.

 

6. Комплаенс как линия первой обороны

 

Внедрение комплаенс-системы стало обязательным элементом защиты бизнеса в Узбекистане. Нормативная база - Указы Президента:

УП-5729 от 27.05.2019 - «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции»;

УП-6013 от 29.06.2020 - «О дополнительных мерах по развитию института комплаенс-контроля».

Для компаний это означает:

аудит контрагентов через сервис my3.soliq.uz;

разработку внутренних регламентов по KYC и контролю сделок;

регулярное обучение сотрудников.

 

7. Чек-лист готовности к налоговой проверке

 

1. Анализ отчётности - регулярно проверяйте показатели через личный кабинет my.soliq.uz.

2. Документы - формируйте учётную политику и храните первичку в соответствии с НК и НСБУ.

3. Регистрация проверок - сверяйте проверки через govcontrol.uz и сервисы Бизнес-омбудсмена.

4. На месте - фиксируйте процесс осмотра, заявляйте возражения, требуйте копии протоколов.

5. Обжалование - готовьте пакет документов для административного и, при необходимости, судебного спора.

6. Комплаенс - проверяйте контрагентов, фиксируйте внутренние процедуры и интегрируйте электронный документооборот.

 

Заключение

 

Налоговые проверки в Узбекистане - неизбежная часть делового процесса. Но правильная подготовка позволяет превратить их из источника риска в управляемую процедуру. Комплаенс, корректный бухгалтерский учёт, использование государственных электронных сервисов и грамотное сопровождение юристов дают бизнесу уверенность при взаимодействии с налоговыми органами.

 

Материал подготовлен на основе открытых источников и законодательства Республики Узбекистан: lex.uz, soliq.uz, govcontrol.uz, biznesombudsman.uz.

 

author-photo

Управляющий партнер, Адвокат, к.ю.н., Профессор НИУ ВШЭ МКА «Аронов и партнеры»
Александр Аронов

Продолжая просмотр сайта, я соглашаюсь с использованием файлов cookie в соответствии с Политикой в отношении файлов cookie