С 2022 года на территории России организованно осуществляются поджоги военных комиссариатов, релейных и батарейных шкафов железнодорожных станций, базовых станций связи и т.д.
В основном данные преступления совершались по указаниям, поступающим с территории Украины, в связи с проводимой специальной военной операцией.
Такие кураторы, как правило, представлялись сотрудниками правоохранительных органов и кредитных учреждений, и якобы в целях погашения кредитных обязательств, оказания содействия в задержании преступников, возвращения похищенных мошенническим путем денежных средств, обмана, запугивания и т.п., склоняли граждан к совершению преступлений.
Так, согласно полученным из открытых источников данным, в 2024 году в России был зарегистрирован 1191 теракт, что стало рекордным показателем за весь период ведения статистики с 2003 года. По данным Министерства внутренних дел РФ, число терактов в стране почти утроилось по сравнению с предыдущим годом, когда было зафиксировано 410 подобных преступлений (в 2022 - 127). Этот показатель также в 149 раз превышает минимум, зафиксированный в 2015 году, когда в отчетах МВД упоминалось всего восемь терактов.
Нередки случаи привлечения для совершения терактов несовершеннолетних.
Российские суды в 2024 году приговорили по террористическим статьям 870 человек, в том числе 48 несовершеннолетних, сказано в статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ.
Для сравнения - в 2022 году в России зарегистрировано 127 террористических актов, 13 из них - с участием несовершеннолетних.
Сегодня уже становится привычным читать новости о том, что Росфинмониторинг обновил список террористов, внеся в него очередных подростков, которые по указанию неизвестных бросили бутылку с зажигательной смесью в двери военкомата или подожгли полицейский автомобиль.
Безусловно, несовершеннолетние, в силу своей психологической незрелости, являются наиболее подходящими исполнителями преступлений, в частности терактов.
Приведенные данные отчетливо свидетельствуют об уязвимости несовершеннолетних перед террористической угрозой. Об этом же говорится и в п.8 Указа Президента РФ от 17 мая 2023 г. № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации до 2030 г.», а именно о необходимости формирования у детей стойкого неприятия идеологии терроризма и экстремизма, а также противодействия вовлечению детей в деструктивные сообщества и преступные группировки.
Анализ совершенных преступлений указанной категории с участием несовершеннолетних показывает, что правоохранительными органами, в основном, их действия квалифицируются по ст. 205 УК РФ – терроризм, а не по ст. 167 УК РФ - поджог, ст. 267 УК РФ – приведение в негодность путей сообщения.
Такой подход, на наш взгляд, является формальным, поскольку органами следствия не учитываются объективные сведения о личности подростков, их поведение, предшествующее преступлению.
Как известно, объектом посягательства для террористов является деятельность государственных органов, международных организаций, физических или юридических лиц, на которых они стремятся воздействовать путем устрашения населения вышеуказанными общеопасными деяниями.
Безусловно, квалификация преступлений состоит в установлении соответствия данного конкретного деяния признакам того или иного состава преступления, предусмотренного уголовным законом. При этом состав преступления состоит из четырех элементов: объекта преступления, объективной стороны преступления, субъективной стороны преступления и субъекта преступления.
При таких обстоятельствах недопустимо квалифицировать действия исполнителя преступления как теракт лишь на основании выполнения им объективной стороны преступления.
С целью установления субъективной стороны преступления, в ходе предварительного следствия, в обязательном порядке должна проводиться комплексная психолого-психиатрическая экспертиза в отношении несовершеннолетнихобвиняемых, в том числе для решения вопроса о ведущих психологических мотивах в мотивационной сфере личности подростка, побудивших его совершить противоправные действия.
Следственным путем должно быть выяснено на что конкретно направлен умысел лица, совершившего, к примеру, поджог военкомата.
Так, действия подростка, обманутого или запуганного куратором, но не разделяющего идеи устрашения населения и создания опасностигибели людей, иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, в отсутствие иных данных, предшествующих совершению преступления(изучение соответствующей литературы, радикальные высказывания и призывы и др.), не должны квалифицироваться как терроризм.
Более того, используемый в настоящее время правоприменителями подход ведет к искусственному завышению числа несовершеннолетних, осужденных за терроризм.
На основании изложенного, в целях обеспечения правильного применения законодательства об уголовной ответственности за терроризм, предлагаем Верховному Суду Российской Федерации дать судам разъяснения о необходимости выяснения действительного умысла несовершеннолетних при совершении преступлений указанной категории.